Указ Президента от 23 мая 2024 года №442 о порядке компенсации ущерба от действий США
Указом Президента введен порядок компенсации ущерба от действий США за счет американских активов, в том числе имущества российских дочерних обществ под контролем лиц из США.
23 мая 2024 года вступил в силу Указ Президента РФ от 23 мая 2024 года № 442 «О специальном порядке компенсации ущерба, причиненного Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки» («Указ»).
Указом устанавливается специальный порядок компенсации ущерба, который был причинен Российской Федерации и Банку России («Правообладатели») путем необоснованного лишения прав на имущество в связи с принятым Законом США о конфискации российских активов Банка России (H.R.8038 – 21st Century Peace through Strength Act). В силу Закона США, российские владельцы замороженных активов, такие как Банк России, Министерство финансов РФ и Фонд национального благосостояния, лишены права обращаться в суд.
BIRCH LEGAL:
В качестве юридической основы для инициации такого процесса Указ ссылается на «сведения, позволяющие сделать обоснованное предположение об отсутствии достаточных оснований для лишения российского правообладателя прав на имущество». Предложенная формулировка является достаточно широкой и указывает на высокую степень усмотрения суда при анализе доступной информации о нарушении прав российского лица.
Основанием применения правил об изъятии и компенсации Указ устанавливает причинение ущерба российским Правообладателям. Полагаем, что эта норма также располагает к достаточно широкому толкованию.
К имуществу США относятся:
- находящееся на территории России движимое и недвижимое имущество США или лиц США
- принадлежащие США или лицам США ценные бумаги, доли в уставных (складочных) капиталах российских юридических лиц
- имущественные права, принадлежащие США или лицам США
Указом устанавливается, что Правительству Российской Федерации дано право определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на обращение в суд (за исключением случаев причинения ущерба Банку России).
В связи с принятыми США мерами, в рамках Указа устанавливается следующий порядок компенсации ущерба Правообладателям:
№ |
Этап |
Описание |
1. |
Обращение Правообладателя в суд |
Правообладатель вправе обратиться в российский суд с заявлением об: 1. установлении факта необоснованного лишения его прав на имущество; и 2. компенсации ущерба с указанием оценки ущерба. |
2. |
Направление судом запроса в Комиссию |
Суд направляет в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций («Комиссия») запрос о представлении перечня имущества: 1. США; 2. иностранных лиц, связанных с США; и 3. лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, которое может быть использовано в целях компенсации ущерба («Имущество США»). |
3. |
Рассмотрение запроса Комиссией |
Комиссия организует выявление имущества, которое с учетом принципа соразмерности может быть использовано в целях компенсации ущерба. |
4. |
Принятие решения судом |
По результатам рассмотрения заявления суд принимает решение об: 1. установлении факта необоснованного лишения Правообладателя прав на имущество и о компенсации ущерба; 2. или решение об отказе в удовлетворении заявления. |
5. |
Последствия решения суда |
Решением суда предусматриваются: 1. прекращение прав на имущество США или лица США, включенное в перечень, определенный Комиссией, и 2. последующая передача этих прав Правообладателю в целях компенсации ущерба. |
BIRCH LEGAL:
Указ дополняет российское контрсанкционное регулирование новым инструментом, который создает потенциальные риски для компаний из США, сохраняющих свое присутствие на территории России, в том числе для дочерних предприятий американских компаний. Перечень имущества, которое может быть изъято, весьма широкий. В связи с этим российским обществам, находящимся под американским контролем, необходимо учитывать экстраординарные положения Указа, так как их активы потенциально попасть в зону риска.
Процедуры, связанные с применением Указа, еще будут уточнены, однако текущие правила Указа могут располагать к широкому усмотрению при правоприменении. В то же время в отличие от других контрсанкционных механизмов, Указ предполагает принятие судом решения об изъятии и компенсации, что сохраняет возможность затронутых лиц поучаствовать в разбирательстве и защитить свои права.
Открыть в PDF