Скорректированы правила согласования сделок в рамках контрсанкционных указов

Команда BIRCH проанализировала наиболее важные изменения в Постановлении Правительства РФ, которое дополняет Правила выдачи подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений, установленных Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 года № 295.

17 декабря опубликовано Постановление Правительства РФ, которое дополняет Правила выдачи подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации («Подкомиссия») разрешений, установленных Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 года № 295 («Правила»).

Дополнительно закреплен порядок согласования ряда обязательств и выплат

Положения Правил расширены и охватывают не только сделки (операции), как раньше, но и ряд иных обязательств и выплат, в том числе:

  1. Совершение сделок, осуществляемых некредитными организациями, с:
    • подлежащими обособленному учету еврооблигациями
    • российскими облигациями, связанными с еврооблигациями
    • денежными средствами, предназначенными для приобретения еврооблигаций,

если такие сделки влекут за собой переход права собственности на еврооблигации, передачу их в доверительное управление, залог.

  1. Исполнение резидентами заемных обязательств без соблюдения порядка, предусмотренного Указом № 95
  2. Исполнение по независимым гарантиям или поручительствам без соблюдения порядка, предусмотренного Указом № 95, если бенефициаром являются иностранные кредиторы
  3. Исполнение обязательств по выплате прибыли ООО без соблюдения порядка, предусмотренного Указом № 254

Порядок согласования

Заявление о выдаче разрешения на исполнение таких обязательств направляется в профильный государственный орган, который направляет в Министерство финансов свою мотивированную позицию по вопросу целесообразности выдачи разрешения Подкомиссией.

Порядок согласования между органами, при котором профильным министерством направляется позиция по целесообразности выдачи разрешения Подкомиссии в адрес Министерства финансов, существовал ранее на практике, однако теперь он закреплен нормативно.Также введено понятие «курирующий исполнение обязательств федеральный орган» для процедуры контроля за исполнением резидентами ключевых показателей эффективности («КПЭ»), которые устанавливаются в процессе согласования.

Состав заявления

В состав заявления включаются в том числе:

  1. планируемые сроки действия разрешения и график исполнения обязательств
  2. документы, подтверждающие наличие обязательств, валюту платежа
  3. сведения о выплатах дивидендов ООО за последние 5 лет до заявления
  4. документы, содержащие сведения о конечных бенефициарах иностранного лица, перед которым исполняется обязательство
  5. сведения о КПЭ и их целевых значениях. Данный показатель можно не указывать для сделок, в результате которых стороны будут входить в одну группу лиц

Указанный перечень документов по общему правилу требовался, исходя из положений отдельных указов, рекомендаций, содержащихся в выписках Подкомиссии, а также исходя из практики взаимодействия с профильными ведомствами. Как и ранее, законодатель постепенно интегрирует эти требования в Правила, что формализует процесс.

Уточнено исключение в отношении внутригрупповых сделок

Правила содержат исключение: в случае если стороны относятся к одной группе лиц, не требуется предоставление отчета об оценке актива и установление КПЭ. Однако на практике возникали вопросы о возможности применения исключения к некоторым сделкам. Например, в соответствии со старой редакцией Правил под исключение формально могли подпадать сделки по приобретению генеральным директором 100% актива, так как он бы входил в группу вместе с продавцом (фактически исключение к таким сделкам не применялось госорганами). Сейчас Правила уточнены, такое исключение будет применяться, только если в результате сделки стороны остаются в одной группе, например, в случае внутренней реструктуризации и «трансферу» актива от одной компании группы к другой.

Вступление в силу решений Подкомиссии

Закреплено, что датой вступления решения Подкомиссии является дата подписания со стороны Минфина решения подкомиссии, если иное не указано в решении Подкомиссии.

На практике сроки вступления в силу могут иметь значение для сторон, в том числе, потому что зачастую между заседанием Подкомиссии и подписанием соответствующего протокола (выписки из протокола) либо решения со стороны Минфина и доведением его до заявителя может быть значительный временной интервал, который влияет на исполнение условий сделки.

Открыть в PDF
Основные контакты

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.