Налоговое соглашение с ОАЭ: новые правила игры для старых игроков
Команда налоговой практики BIRCH подготовила краткий обзор нового Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и ОАЭ.
Правительство Российской Федерации объявило о публикации распоряжения о подписании нового Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) между Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ).
Согласно опубликованному документу, проект соглашения, подготовленный Министерством финансов Российской Федерации, должен быть согласован с эмиратской стороной и подписан соответствующими российскими государственными органами.
До этого между Россией и ОАЭ уже существовало соглашение об избежании двойного налогообложения, но для обычных компаний фактически договор не действовал, а новое соглашение устанавливает конкретные и детализированные механизмы, что актуально как для частных лиц, так и для коммерческих компаний.
Опубликованный текст существенно расширяет его регулирующее воздействие, предлагая более ясные и практичные условия для налогоплательщиков обеих стран. Так по представленному тексту соглашения, для налогообложения пассивного дохода, включающего дивиденды, проценты и роялти, установлена единая ставка в 10%.
Формат, известный как «10–10–10», предполагает, что налог у источника выплаты будет взиматься по фиксированной ставке, что делает налогообложение более предсказуемым и удобным для бизнеса без необходимости прохождения дополнительных тестов и сводя к минимуму возможные претензии налоговых органов.
Такой подход стал стандартным для большинства соглашений, которые Россия подписывает после 2020 года, поскольку он направлен на снижение налоговой нагрузки на международные финансовые потоки и улучшение инвестиционного климата.
В то время как в России ставка налога у источника по дивидендам составляет 15%, а на проценты по займам и роялти – до 25%, в ОАЭ налога у источника не существует. Установление фиксированной ставки в 10% делает новый режим налогообложения чрезвычайно привлекательным для инвесторов, снижая стимулы к использованию офшорных схем и способствуя прозрачности налоговой системы.
Кроме того, это укрепляет налоговую прозрачность между двумя странами, создавая более благоприятные условия для двусторонних инвестиций и экономического сотрудничества. Благодаря ряду значительных изменений в законодательстве и налоговой политике страны теперь компании в ОАЭ можно с еще большей привлекательностью рассматривать как холдинговые.
- Во-первых, недавние реформы позволили иностранным инвесторам полностью владеть компаниями на материковой части ОАЭ, что ранее было ограничено до 49%. Это делает структурирование холдингов более гибким и привлекательным для международных инвесторов.
- Во-вторых, ОАЭ предлагают нулевую ставку корпоративного налога в свободных экономических зонах (СЭЗ), где можно зарегистрировать холдинговую компанию, что существенно снижает налоговую нагрузку. Кроме того, новое налоговое соглашение с Россией, устраняющее двойное налогообложение, открывает дополнительные возможности для оптимизации налогов и управления активами.
Особого внимания заслуживает и тот факт, что в отличии от широко распространенного среди российских налоговых соглашений механизма зачета как метода устранения двойного налогообложения, новое соглашение с ОАЭ оперирует методом налогового вычета.
Коротко напомним, что механизм иностранного налогового зачета (foreign tax credit) позволяет зачесть сумму уплаченного иностранного налога в счет исполнения налогового обязательства, рассчитанного по национальному праву, в отношении зарубежного дохода, в то время как механизм налогового вычета (tax deduction method) предполагает, что иностранный налог не зачитывается против общемирового налога, а вычитается как «расходы». Такой метод позволяет обойти присущие методу налогового зачета недостатки, к примеру, когда налогоплательщик находится в ситуации отсутствия национальной налоговой базы, что может быть характерно для ОАЭ как для юрисдикции с известными налоговыми преференциями.
Статья 13 налогового соглашения определяет, что доходы от отчуждения недвижимого имущества облагаются налогом в государстве, где это имущество располагается, включая доходы от продажи акций или долей компаний, чья стоимость на 50% и более представлена недвижимостью. Обращает на себя внимание также тот факт, что соглашение оперирует годовым периодом, в котором данное правило действует после изменения такой доли и преодоления порога в 50%.
Однако необходимо помнить, что некоторые налоговые льготы и преимущества зависят не только от наличия СИДН, но и от того, включена ли страна в так называемый «список офшоров» (закреплен в Приказе Минфина России от 28.03.2024 № 35н).
Минфин ранее указывал, что ключевым препятствием для исключения ОАЭ из этого списка являлось именно отсутствие СИДН.
Если после подписания и вступления в силу СИДН (или даже раньше) ОАЭ будут исключены из российского «черного списка» офшоров (а мы прогнозируем, что это скорее всего произойдет), это приведет к ряду значительных налоговых послаблений для российских компаний и частных лиц. В частности:
- дивиденды, полученные российскими компаниями от эмиратских источников, смогут подпадать под льготу participation exemption, предусмотренную подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ и ст. 284.2 НК РФ. Это означает освобождение от налога на прибыль при соблюдении условий владения
- сделки с резидентами ОАЭ будут подпадать под контроль на соответствие правилу вытянутой руки (transfer pricing rules) только в случае их признания контролируемыми по признаку взаимозависимости или если они касаются определенных товарных групп во внешнеэкономических сделках (подп. 3 п. 1 ст. 105.4 НК РФ)
- имущество, полученное безвозмездно от эмиратской компании, в которой российское юридическое лицо владеет долей не менее 50%, не будет включаться в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль у принимающей стороны (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ)
Таким образом, исключение ОАЭ из списка офшоров может существенно улучшить налоговые условия для российского бизнеса, работающего с эмиратскими партнерами, даже вне зависимости от самого СИДН.
Это создаст более благоприятную среду для инвестиций, международного сотрудничества и экономического обмена между Россией и ОАЭ, способствуя устойчивому экономическому росту и укреплению межгосударственных отношений.
По последним данным, соглашение между Россией и ОАЭ об избежании двойного налогообложения ожидается к вступлению в силу с 1 января 2026 года, после его ратификации обеими сторонами.
Открыть в PDF