Расчет и контроль отчислений за онлайн-рекламу
С 1 апреля вступают в силу новые требования об обязательных отчислениях. Команда BIRCH подготовила обзор, в котором разъяснила как их планируют считать и кто должен платить.
27 марта 2025 года, в преддверии вступления в силу с 1 апреля новых требований Закона о рекламе в части обязательных отчислений в бюджет за распространение Интернет-рекламы, Минцифры разработало проект постановления Правительства Российской Федерации, который устанавливает порядок уплаты обязательных отчислений. Пока что это лишь проект, который еще должен быть утвержден Правительством РФ, и в него еще могут быть внесены изменения.
До 15 апреля 2025 года идет публичное обсуждение проекта.
Пока предлагаем ознакомиться с нашим обзором текущей редакции проекта, подготовленного советником Александром Гавриловым и юристом Екатериной Жевковой.
Расчет и порядок оплаты
Согласно проекту постановления в целях исчисления обязательных отчислений учитываются доходы, определяемые в порядке ведения бухгалтерского учета.
Для расчета принимаются доходы, полученные от предоставления услуг по распространению рекламы, сведения о которых предоставлены участниками рынка интернет-рекламы в Роскомнадзор в рамках учета информации в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Таким образом, отчисления будут уплачиваться только с той суммы, которая предназначается лицу как рекламораспространителю или иному лицу, участвующему в распространении рекламы по договору.
Ключевые моменты:
- Роскомнадзор будет рассчитывать сумму отчислений не позднее 15-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным, и сообщать плательщику через личный кабинет ЕРИР.
- Уплата отчислений должна осуществляться не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом – например, платеж за второй квартал 2025 года нужно будет уплатить до 5 сентября.
- Плательщик получает возможность проверить и подтвердить расчет перед оплатой. Если он не согласен с суммой, он должен представить Роскомнадзору уточняющие сведения.
- Расчет производится на основании данных, внесенных в ЕРИР – участники рекламного рынка не обязаны рассчитывать сумму отчислений самостоятельно (за исключением рекламодателей, работающих с иностранными платформами).
Роскомнадзор также будет осуществлять мониторинг своевременности и полноты уплаты обязательных отчислений, а проект постановления Правительства РФ, помимо прочего, предусматривает порядок проверки и возможность взыскания недоимок, в том числе в судебном порядке.
Кто должен платить?
В соответствии с новой редакцией Закона о рекламе, рекламодатели не подпадают под обязанность уплаты отчислений, за исключением случая, когда они сотрудничают с иностранными рекламораспространителями. В таком случае рекламодатель обязан самостоятельно удерживать и уплачивать отчисления в бюджет.
Согласно новым требованиям Закона о рекламе и проекта постановления, уплату обязательных отчислений осуществляют:
- Рекламораспространители
- Операторы рекламных систем
- Посредники или рекламные агентства (агенты)
Под требования об уплате отчислений подпадают участники рынка, заключившие договор как напрямую с рекламодателем, так и с агентом или несколькими агентами, если цепочка договоров направлена на реализацию договора с рекламодателем.
Ключевые моменты:
- На самих рекламодателей общее требование об уплате отчислений не распространяется. Исключением является ситуация, при которой рекламодатель размещает рекламу на иностранной платформе либо через иностранного посредника – если такая интернет-реклама направлена на российского потребителя, то обязанность по расчету и оплате отчислений ляжет на самого рекламодателя.
- По общему правилу отчисления уплачивает тот, кто заключил договор с рекламодателем. Так, если отчисления уплачивает рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, заключивший договор с рекламодателем, то иные участники цепочки освобождаются от этой обязанности.
- Если договор с рекламодателем заключил рекламный агент, то агент должен уплатить отчисления от своего вознаграждения. При этом, если агент заключил договор с другим участником цепочки (рекламораспространителем, оператором рекламных систем или посредником), то отчисления уплачиваются также и иным плательщиком, но агент может оплатить все в полном объеме, освобождая других участников от этой обязанности.
Поскольку уплата обязательных отчислений напрямую связана с учетом, маркировкой и передачей сведений о рекламе в ЕРИР, на наш взгляд, чтобы подготовиться к введению новых требований, целесообразно проверить, насколько отлажен этот процесс, так как правильность направления сведений будет влиять на расчет отчислений.
Будем следить за развитием событий и тем, как будет адаптироваться регулирование по мере приближения первых сроков для оплаты отчислений.