Новая процедура внесения в санкции Великобритании
С 18 апреля в Великобритании начала применяться «ускоренная процедура» в рамках 26 санкционных режимов, включая санкции против России. Команда BIRCH подготовила обзор, в котором объясняет, как работает эта процедура.
Одно из наиболее интересных судебных дел, которое косвенно повлияло на введение ускоренной процедуры – Vneshprombank LLC v Bedzhamov [2024].
Иск был подан для установления факта финансирования организации со стороны ООО «А1», которое контролируется подсанкционным российским лицом (ООО «А1» входит в Альфа-Группу).
Заявитель утверждал, что существуют разумные основания подозревать, что A1 по-прежнему принадлежит, удерживается или контролируется санкционированным лицом, несмотря на две сделки, которые, как утверждается, передали право собственности на A1 новому акционеру.
Данное решение подтвердило, что даже если «разумные основания для подозрений» установлены, нарушение будет иметь место только в том случае, если соответствующая организация фактически принадлежит или контролируется лицом, чьи активы заморожены в Великобритании. Однако суд признал, что установление «разумных оснований для подозрений» фактически является промежуточным этапом на пути к вынесению фактического заключения о таком «владении и контроле».
Формулировка «нет достаточных оснований подозревать» не означает полного отсутствия какой-либо информации или сведений о лице. Она лишь указывает на то, что на данном этапе имеющиеся сведения не соответствуют установленным критериям для признания лица «причастным». Как показал пример дела Vneshprombank LLC v Bedzhamov [2024], наличие разумных оснований для подозрений рассматривается судом как промежуточный этап: это не окончательное решение, а основание для дальнейшего разбирательства и предоставления времени для сбора и представления дополнительных доказательств, которые могут подтвердить или опровергнуть факт владения или контроля со стороны подсанкционного лица. Таким образом, ускоренная процедура позволяет гибко реагировать на ситуацию, не исключая возможность последующего доказывания и пересмотра статуса лица в санкционном списке.
Что это такое?
Ускоренная процедура была введена в 2022 году Законом об экономической преступности. Позднее ее распространили и на Закон о санкциях и борьбе с отмыванием денег (Sanctions and Anti-Money Laundering Act), включив положение об ускоренной процедуре введения персональных санкций.
После принятия этого закона в 2022 году ускоренная процедура была применена более чем к 300 лицам и организациям, связанным с Россией. При этом нет информации о том, что в отношении кого-либо из перечисленных лиц санкции были отменены или не подтвердились.
Процедура позволяет Госсекретарю в упрощенном порядке вносить лиц в санкционные списки, если:
- нет достаточных оснований подозревать, что данное лицо является «причастным лицом» («involved person»), но оно уже находится под санкциями США, ЕС, Австралии или Канады
- Государственный секретарь считает, что введение санкций в отношении этого лица отвечает общественным интересам
На текущем этапе ускоренная процедура может применяться и в отношении иных ограничений, предусмотренных британскими санкциями.
Как это работает?
1. Государственный секретарь вносит лицо в санкционные списки в рамках ускоренной процедуры. Такое решение должно содержать:
- указание, что санкции вводятся по ускоренной процедуре
- ссылку на положения законодательства вышеуказанных стран, которое ввело санкции против этого лица
- обоснование того, почему включение данного лица отвечает общественным интересам
2. У Государственного секретаря есть 56 дней для поиска убедительных оснований для введения санкций.
3. По истечении 56 дней Государственный секретарь:
- направляет лицу официальное уведомление об исключении из санкционных списков или
- направляет письменное обоснование включения лица в список