Иски прокуратуры

Начиная с 2022 года прокуратурой было подано значительное по сравнению с предыдущими годами количество исков, направленных на изъятие в собственность Российской Федерации активов частных лиц. Команда практики разрешения споров подготовила обзор споров, связанных с исками прокуратуры.

О чем этот обзор

Данный обзор посвящен трем «инструментам», с помощью которых прокуратура по тем или иным основаниям обращает в доход государства активы частных лиц.

  • Во-первых, используются «антикоррупционные» иски – об изъятии активов, полученных с нарушением антикоррупционного законодательства.
  • Во-вторых, используются иски о «деприватизации» – об изъятии активов, которые в прошлом были переданы в частную собственность с нарушением законодательства о приватизации.
  • В-третьих, прокуратура может изъять активы, переданные по сделкам, совершенным без получения обязательного согласия Правительственной комиссии. Для удобства данные иски обозначены как иски о нарушении Закона № 57.

Мы провели анализ доступных нам решений судов по искам прокуратуры, каждому виду исков посвящен отдельный раздел обзора, представленный в pdf в конце страницы. В начало каждого раздела вынесены основные выводы, сделанные по результатам анализа соответствующей категории исков. Обзор не содержит исчерпывающего описания всех возможных исков прокуратуры, а лишь некоторые из наиболее резонансных категорий таких исков.

«Антикоррупционные» иски

Основные выводы:

  • Прокуратура может инициировать изъятие имущества частных лиц в связи с нарушением антикоррупционного законодательства. Например, п. 8 ч. 1 ст. 235 ГК РФ позволяет проводить изъятия собственности в случаях, когда лицо (к примеру, государственный или муниципальный служащий) не может доказать законность доходов, на которое было приобретено такое имущество:

«Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы».

  • Конституционный Суд посчитал, что изъятие такого имущества призвано выступать в качестве неблагоприятного последствия получения доходов от коррупционной деятельности и указывать на бессмысленность приобретения имущества на незаконные доходы и, соответственно, бесперспективность коррупционного поведения (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П).
  • Чаще всего основанием для применения ст. 235 ГК РФ становится нарушение Закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230, однако можно встретить позицию о том, что основанием для применения данной статьи может быть нарушение любого антикоррупционного закона.
  • Круг ответчиков является довольно широким: государственные служащие, парламентарии, физические и юридические лица – не связанные с государственной деятельностью. Последние могут быть привлечены к ответственности за умолчание об известном им коррупционном правонарушении.
  • Верховный Суд призвал нижестоящие суды подробнее исследовать обстоятельства дела, проверять мотивировал ли прокурор размер исковых требований, а также учитывать, действовал ли соответствующий антикоррупционный закон на дату предполагаемого нарушения.
  • Конституционный Суд пришел к выводу о неприменимости к «антикоррупционным» искам правил об исковой давности – прокуратура не ограничена сроком, в течение которого она может заявить требование по ст. 235 ГК РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2024 № 49-П).

Иски о «деприватизации»

Основные выводы:

  • Кроме «антикоррупционных» исков прокуратура активно заявляет иски о «деприватизации». Действуя в интересах Российской Федерации, прокуратура предъявляет к текущим собственникам активов требования об их изъятии в пользу государства. Основанием для удовлетворения таких требований являются нарушения процедуры приватизации, проходившей в девяностых и нулевых годах.
  • Анализ судебных актов позволяет выделить множество примеров незаконной приватизации, среди которых мошенничество, обход обязательных процедур, передача имущества в частную собственность в отсутствии права на такую передачу.
  • Истец, как правило, просит истребовать имущество из чужого незаконного владения, однако встречаются и альтернативные требования, которые позволяют истцу эффективнее возражать против доводов ответчиков.
  • В подобных спорах ответчики возражают, ссылаясь на то, что они не могли знать о том, что десятки лет назад спорное имущество было получено кем-то в нарушение правил о приватизации. Однако суды не соглашаются с данным возражением ответчиков.
  • Также ответчики заявляют о пропуске прокуратурой сроков исковой давности или сроков давности уголовного преследования. Однако ни первое, ни второе возражение не позволяет ответчикам эффективно защищаться.

Иски о нарушении Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Основные выводы:

  • Еще одной категорией исков прокуратуры являются иски об обращении в доход государства активов, переданных по сделкам, совершенным в отсутствии обязательного согласия Правительственной комиссии. В данных спорах стороны такой сделки, по мнению прокуратуры, нарушают Закон «о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Закон № 57), последствием нарушения данного закона может стать изъятие актива, переданного по сделке, в доход государства.
  • В отличие от исков о «национализации» и «деприватизации», в данной категории споров на стороне истца выступает не только прокуратура, но и федеральная антимонопольная служба, что делает положение ответчиков особенно уязвимым.
  • Для удовлетворения исковых требований суд должен установить, что в результате спорной сделки иностранному лицу был передан контроль над стратегически важным для России активом, при этом стороны сделки не получили согласие Правительственной комиссии.
  • Определяя переход контроля иностранному лицу, суды не ограничиваются формальной оценкой обстоятельств, суды учитывают, помимо прочего, взаимосвязь сделок, возможную фиктивность действий ответчиков. Кроме того, по мнению судов контроль переходит в результате не только продажи актива, но и в случае его передачи в залог.
  • Определяя стратегическое значение актива, суды учитывают его экономическое значение и роль на рынке (доминирующее положение или статус естественной монополии).
  • Данный иск используется сравнительно реже других. На текущий момент во всех найденных спорах суды взыскали спорные активы в доход государства. При этом актив может быть истребован даже в тех случаях, когда конечным бенефициаром сделки является гражданин России.
Открыть в PDF
Основные контакты

Евгений Орешин

Партнер, Практика разрешения споров

+7 903 777 9825 evgeny.oreshin@birchlegal.ru

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.