Законопроект о праве отказа иностранным инвесторам в реализации опциона на обратный выкуп

Во втором чтении одобрен законопроект, предусматривающий ограничения на реализацию возвращающимися на российский рынок иностранными компаниями опционов на обратный выкуп. Команда BIRCH проанализировала потенциальные изменения и их влияние на процессы возвращения иностранных компаний на отечественный рынок.

Комитет Госдумы по вопросам собственности 22 мая 2025 года одобрил к рассмотрению во втором чтении законопроект, предусматривающий ограничения на реализацию возвращающимися на российский рынок иностранными компаниями опционов на обратный выкуп. При одновременном соблюдении нескольких условий текущий собственник вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по обратному выкупу актива «недружественным» иностранцем.

Отдельно предусмотрена возможность инвестора требовать компенсации за отказ в реализации опциона в течение 1 года после отказа в акцепте, и даже в этом случае при определенных обстоятельствах сумма компенсации может быть снижена или не выплачена вовсе. Профильные ведомства и госорганы также наделяются полномочиями по установлению запрета на реализацию заключенных опционов, если компания или группа лиц, в которую она входит, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие России.

Третье чтение законопроекта пока не назначено, но ожидается, что Госдума рассмотрит его в течение июня. Мы будем следить за статусом законопроекта и обновлять информацию о критериях для возвращения иностранных компаний в Россию.

Критерии и правила для отказа в реализации опциона

Законопроектом предлагается ограничить возможность иностранных компаний, продавших свой бизнес в РФ, воспользоваться опционом на обратный выкуп. Новый владелец вправе отказать зарубежным инвесторам в обратном выкупе активов при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Статус. Иностранная компания и (или) аффилированное с ней лицо связаны с «недружественными» государствами
  2. Период. Сделка по продаже бизнеса была реализована в период с 24 февраля 2022 года по 01 марта 2025 года
  3. Дисконт. Бизнес был продан с существенным дисконтом по сравнению с оценкой его рыночной стоимости, а также между сторонами был заключен опцион на обратный выкуп акций/долей российского общества на заранее согласованных условиях на срок 3 года и более
  4. Срок. Со дня заключения договора об отчуждении акций/долей прошло не менее 2 лет
  5. Добросовестность. Российское общество продолжает исполнять свои обязательства перед сотрудниками и кредиторами надлежащим образом

Компенсация

Предполагается, что в случае отказа новых собственников от реализации опциона на обратный выкуп иностранные инвесторы в течение 1 года с получения отказа вправе потребовать компенсацию в связи с прекращением соответствующего права. Тем не менее, в выплате компенсации может быть отказано, или ее размер может быть соразмерно уменьшен, если иностранное или аффилированное с ним лицо совершало недобросовестные действия в отношении компании (уклонялось от исполнения прав и обязанностей акционера/участника общества, блокировало принятие решений и создавало иные препятствия нормальной работе компании).

Запрет со стороны госорганов

Напрямую запрет на обратный выкуп может быть установлен и государственными органами власти в том случае, если российское общество или группа лиц, в которую оно входит, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации, при одновременном соблюдении вышеуказанных условий. В контексте контрсанкционного регулирования таким органом в рамках реализации законопроекта может выступить профильное ведомство – министерство, которое сопровождало согласование изначальной сделки по выходу иностранца из актива с подкомиссией Правительственной комиссии.

Последствия для возвращения иностранных компаний в Россию

Положения законопроекта еще находятся на стадии обсуждения и предварительного рассмотрения парламентариями, однако ряд обозначенных инициатив вызывает ряд теоретических и практических вопросов.

Частное vs. Публичное: баланс интересов?

Ограничения направлены, в первую очередь, на защиту интересов текущих собственников и управляющих активами ушедших иностранных компаний. С другой стороны, вмешательство публичного элемента в частные отношения создает потенциальный конфликт и повод для оспаривания, тем более с учетом оценочного характера ряда критериев, которыми оперирует текущая версия законопроекта. Принцип свободы договора защищает стороны опциона от изменения ключевых положений соглашения, однако на сегодняшний день не ясно, станут ли требования законодателя толковаться как реализуемые в интересах публичного порядка РФ с соответствующими последствиями для заключенного опциона на обратный выкуп.

Компенсация: правила расчета

Предоставляя право на получение иностранцами компенсации, законопроект не дает разъяснений касательно порядка ее расчета. Если размер компенсации будет определяться на основании номинальной стоимости, указанной в опционе, то такое соотношение может быть несправедливым. В отличие от установления цены сделки, либо цены опциона в рамках свободы договора, в данном случае предположительно такой порядок будет ущемлять права участников оборота. Рыночная же оценка стоимости бизнеса ставит под вопрос коммерческие договоренности сторон на момент заключения опциона. Учитывая возможность снижения размера компенсации, сохраняются риски споров о справедливой сумме.

Компенсация: основания выплаты

Положения законопроекта формально противоречат механизму компенсации, предусмотренному российским правом. Так, согласно статье 235 ГК РФ компенсация предусмотрена только в случае изъятия имущества у его собственника. Фактическими собственниками бизнеса на сегодняшний день выступают российские юридические и физические лица, «недружественные» же иностранцы не являются владельцами проданных активов. Таким образом, компенсация имеет природу «платы за нереализованный опцион», требование о которой иностранное лицо может адресовать текущему собственнику актива. При этом в случае отказа в компенсации такое право необходимо будет защищать в российском суде.

Основные контакты

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.