Поправки к ФЗ «О защите конкуренции»: баланс между прозрачностью и защитой интересов бизнеса
В третьем чтении принят ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»». Команда BIRCH комментирует изменения, которые могут быть мотивированы санкционным давлением и желанием сохранить баланс между прозрачностью и защитой законных интересов бизнеса.
11 июня 2025 года Госдумой в третьем чтении был принят ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»» (№801033-8) («Поправки»), который может вступить в силу 1 августа 2025 года.
Помимо норм, касающихся создания ГИС «Антикартель», предусматривающей автоматизированный анализ торгов на ежедневной основе с использованием искусственного интеллекта, Поправки предусматривают, что:
- Решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, больше не будут публиковаться на официальном сайте ФАС.
- При рассмотрении жалоб на решения территориальных управлений публикации будет подлежать только резолютивная часть решения коллегиального органа, тогда как ранее размещалась информация о ходе рассмотрения жалобы.
- Сведения о поступившем в антимонопольный орган ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия больше не будут публиковаться на официальном сайте ФАС.
- Заинтересованные лица фактически будут лишены права представлять в антимонопольный орган сведения о влиянии сделки, иного действия на состояние конкуренции на основании публикаций о таких сделках, иных действиях.
- Перечни групп лиц, подготовленные для целей совершения внутригрупповых сделок с последующим уведомлением антимонопольного органа, больше не будут публиковаться на официальном сайте ФАС. Важно отметить, что несмотря на существование отдельного законопроекта (№ 565349-8), отменяющего уведомительный контроль для внутригрупповых сделок, сама процедура на настоящий момент остается прежней, изменения касаются исключительно публичности данных сведений.
Тенденция к сокращению объемов публикуемой информации наметились уже достаточно давно. Так, например, в 2018 году Правительство РФ постановило, что общество с ограниченной ответственностью вправе не осуществлять раскрытие информации, касающейся крупных сделок и сделок с заинтересованностью, если это связано с выполнением гособоронзаказа или затрагивает лица, в отношении которых введены санкции и ограничительные меры.
Также право Правительства РФ определять случаи, в которых антимонопольный орган вправе не размещать на своем официальном сайте сведения о поступившем ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия было частично реализовано в Постановлении Правительства РФ от 10 июня 2023 года № 956 («Постановление № 956»). Оно устанавливало, что ФАС вправе не публиковать сведения, если в представленных материалах содержится информация о лицах, затронутых санкциями, участвующих в гособоронзаказе, а также о ряде кредитных организаций. Кроме того, в соответствии с указанным постановлением антимонопольный орган может воспользоваться возможностью не публиковать информацию в отношении сделок, которые осуществляются иностранными инвесторами. Следует отметить, что на практике с момента вступления в силу Постановления № 956 не только ФАС, но и заявители регулярно пользуются этим инструментом.
Представляется, что рассматриваемые изменения могут нанести вред открытости работы системы антимонопольных органов. В частности, планируемые изменения явно ограничивают формальную возможность заинтересованных лиц представлять в ФАС сведения о влиянии согласуемых сделок на состояние конкуренции на затронутых рынках. Кроме того, Поправки создают потенциальную угрозу для доступа заявителей и практикующих юристов к правоприменительной практике, что может усложнить формирование правовых позиций, особенно в случае обжалования решений территориальных управлений в порядке внутренней апелляции, т.к. одним из оснований для такого обжалования является нарушение единообразия сложившейся практики.