Обзор основных положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2026-2030 годы
Команда BIRCH комментирует наиболее интересные положения и «разметку» на предусмотренных Национальным планом «дорожных картах».
Правительство Российской Федерации утвердило Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2026-2030 годы («Национальный план») Распоряжением от 8 октября 2025 года № 2816-р. Основная задача Национального плана – создать условия для устойчивого развития экономики, убрав ключевые барьеры на пути развития.
Национальный план напрямую увязывает развитие конкуренции с макроэкономическими целями: обеспечением экономического роста и преодолением структурных ограничений. Конкуренция рассматривается как ключевой инструмент для достижения национальных экономических приоритетов.
Цифровизация
Особенностью нового подхода стал фокус на механизмы предотвращения антиконкурентных практик через создание прозрачной цифровой среды. В частности, Национальный план предусматривает:
- внедрение федеральной ГИС «Единая информационно-аналитическая система тарифного регулирования» в работу региональных органов власти, осуществляющих контроль за государственным регулированием тарифов
- внедрение ГИС «Антикартель» в работу антимонопольных органов. Система должна обеспечить автоматизированный мониторинг рыночных процессов и раннее выявление признаков картельных сговоров. Вместо того чтобы расследовать нарушения по факту, служба получает возможность постоянно «сканировать» экономику
- подготовку к созданию единого государственного информационного портала, содержащего сведения о спросе и предложениях в отношении инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий
Помимо этого, различные меры по цифровизации предусмотрены в отраслевом регулировании.
Отраслевое регулирование
Информационные технологии
Национальный план предусматривает:
- обеспечение распространения запретов на осуществление монополистической деятельности на информационную систему, и (или) сайт, и (или) программы для ЭВМ, которые обеспечивают возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, за исключением цифровых платформ, обеспечивающих совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров
- распространение возможности принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход в случае систематического осуществления монополистической деятельности, на цифровые платформы
Предлагаемые меры кардинально расширяют предмет регулирования ФАС.
Финансовые рынки
Финансовый сектор является одним из приоритетных направлений Национального плана. В связи с этим предусмотрен ряд мер, направленных на повышение прозрачности финансовых услуг и противодействие антиконкурентным практикам, в частности:
- включение представителей Банка России в состав комиссий по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении субъектов национальной платежной системы
- исключение преимущественного доступа отдельных кредитных организаций к возможности открытия специальных избирательных счетов
- усиление ответственности финансовых организаций за нарушение рекламного законодательства
- работа над институтом коллективного доминирования финансовых организаций
После ухода с рынка ряда крупных иностранных игроков и консолидации активов доля крупнейших государственных банков существенно выросла. Представляется, что главный вызов ближайшего пятилетия будет заключаться в том, чтобы усиление конкуренции не вступило в противоречие с поддержанием финансовой стабильности и политикой развития национальных чемпионов в банковском секторе.
Здравоохранение
В рамках предыдущей «дорожной карты» была проведена работа по определению взаимозаменяемости для 70,45% лекарственных препаратов, что позволило упорядочить подходы к определению границ соответствующих рынков, как в целях антимонопольного регулирования, так и для осуществления закупок и лекарственного обеспечения.
Национальный план усиливает контроль за государственными закупками медицинских изделий и лекарственных препаратов. ФАС совместно с Минздравом и Минфином получили полномочия более жестко контролировать заявки заказчиков при закупках медизделий по Федеральному закону № 223-ФЗ. Фокус на Федеральном законе № 223-ФЗ – это не случайность, а целенаправленный акцент на наименее прозрачном сегменте закупок.
Регулирование автомобильного рынка
В рамках Национального плана готовятся системные меры, направленные на:
- обеспечение равного доступа как дилеров, так и независимых станций технического обслуживания к актуальной информации, необходимой для ремонта и обслуживания транспортных средств путем разработки соответствующего механизма
- недискриминационный доступ потребителей к автотранспортным средствам
- обеспечение развития прямых (онлайн) продаж автотранспортных средств населению
Представленные инициативы являются единым, структурным решением проблем автомобильного рынка, направленным на защиту интересов потребителя.
Агропромышленность
Национальный план предусматривает цифровизацию в агропромышленном секторе путем создания цифрового сервиса по подбору земельных участков для сельского хозяйства.
Также анонсируется пилотный проект по продаже на организованных торгах продукции из водных биологических ресурсов в целях апробации механизма организованных торгов применительно к такому виду продукции, включающего в себя в том числе установление минимального объема товаров, реализуемых и приобретаемых на организованных торгах, применение цифровых логистических платформенных решений для доставки рыбной продукции.
Обе инициативы демонстрируют сдвиг от общих субсидий к точечным «инфраструктурным» проектам. Государство создает или стимулирует создание рыночных институтов и цифровых платформ, которые призваны повысить прозрачность и конкуренцию.
Туризм
В Национальном плане большое внимание уделено развитию туризма с участием региональных органов власти. В частности, предусмотрен обмен лучшими практиками по развитию туризма между субъектами и обучение для органов региональной власти и местного самоуправления.
Помимо этого, предполагается создать единый информационный портал о туристическом потенциале субъектов. Предполагается, что такой реестр будет содержать данные об инфраструктуре и организациях, занятых в сфере туризма.
Международное направление
В целях расширения и повышения эффективности международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, Национальный план предусматривает:
- разработку и утверждение плана работы по созданию биржи БРИКС в целях развития взаимной биржевой торговли. Создание такой площадки необходимо странам объединения для формирования прозрачного ценообразования и упрощения международных расчетов. Основной целью является обеспечение бесперебойной торговли между странами-участницами в условиях санкционного давления
- расширение направлений сотрудничества с антимонопольными органами стран БРИКС и государств-членов ШОС
В положениях о международном сотрудничестве в Национальном плане – можно увидеть сигналы стратегического ответа на геополитическую ситуацию и геоэкономические сдвиги. Они демонстрируют переход от политики интеграции в западную систему регулирования к политике формирования новой регуляторной экосистемы.
Региональные «дорожные карты»
Субъекты Российской Федерации до 1 мая 2026 года обязаны утвердить региональные «дорожные карты» по содействию развитию конкуренции на ближайшие пять лет. Это обеспечит единообразие подходов к развитию конкуренции на всей территории страны и создаст механизм координации между федеральным и региональным уровнями власти.
Контроль за реализацией Национального плана
Как и в отношении предшествующих программных документов на предыдущие периоды, система мониторинга реализации Национального плана предусматривает, что ФАС контролирует его реализацию.
По результатам реализации предыдущего национального плана достигнута отметка в 80%. Успех нового Национального плана станет одним из индикаторов способности российской экономики к структурной трансформации и устойчивому росту в среднесрочной перспективе.
Открыть в PDF