Обзор основных положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2026-2030 годы

Команда BIRCH комментирует наиболее интересные положения и «разметку» на предусмотренных Национальным планом «дорожных картах».

Правительство Российской Федерации утвердило Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2026-2030 годы («Национальный план») Распоряжением от 8 октября 2025 года № 2816-р. Основная задача Национального плана – создать условия для устойчивого развития экономики, убрав ключевые барьеры на пути развития.

Национальный план напрямую увязывает развитие конкуренции с макроэкономическими целями: обеспечением экономического роста и преодолением структурных ограничений. Конкуренция рассматривается как ключевой инструмент для достижения национальных экономических приоритетов.

Цифровизация

Особенностью нового подхода стал фокус на механизмы предотвращения антиконкурентных практик через создание прозрачной цифровой среды. В частности, Национальный план предусматривает:

  • внедрение федеральной ГИС «Единая информационно-аналитическая система тарифного регулирования» в работу региональных органов власти, осуществляющих контроль за государственным регулированием тарифов
  • внедрение ГИС «Антикартель» в работу антимонопольных органов. Система должна обеспечить автоматизированный мониторинг рыночных процессов и раннее выявление признаков картельных сговоров. Вместо того чтобы расследовать нарушения по факту, служба получает возможность постоянно «сканировать» экономику
  • подготовку к созданию единого государственного информационного портала, содержащего сведения о спросе и предложениях в отношении инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий

Помимо этого, различные меры по цифровизации предусмотрены в отраслевом регулировании.

Отраслевое регулирование

Информационные технологии

Национальный план предусматривает:

  • обеспечение распространения запретов на осуществление монополистической деятельности на информационную систему, и (или) сайт, и (или) программы для ЭВМ, которые обеспечивают возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, за исключением цифровых платформ, обеспечивающих совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров
  • распространение возможности принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход в случае систематического осуществления монополистической деятельности, на цифровые платформы

Предлагаемые меры кардинально расширяют предмет регулирования ФАС.

Финансовые рынки

Финансовый сектор является одним из приоритетных направлений Национального плана. В связи с этим предусмотрен ряд мер, направленных на повышение прозрачности финансовых услуг и противодействие антиконкурентным практикам, в частности:

  • включение представителей Банка России в состав комиссий по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении субъектов национальной платежной системы
  • исключение преимущественного доступа отдельных кредитных организаций к возможности открытия специальных избирательных счетов
  • усиление ответственности финансовых организаций за нарушение рекламного законодательства
  • работа над институтом коллективного доминирования финансовых организаций

После ухода с рынка ряда крупных иностранных игроков и консолидации активов доля крупнейших государственных банков существенно выросла. Представляется, что главный вызов ближайшего пятилетия будет заключаться в том, чтобы усиление конкуренции не вступило в противоречие с поддержанием финансовой стабильности и политикой развития национальных чемпионов в банковском секторе.

Здравоохранение

В рамках предыдущей «дорожной карты» была проведена работа по определению взаимозаменяемости для 70,45% лекарственных препаратов, что позволило упорядочить подходы к определению границ соответствующих рынков, как в целях антимонопольного регулирования, так и для осуществления закупок и лекарственного обеспечения.

Национальный план усиливает контроль за государственными закупками медицинских изделий и лекарственных препаратов. ФАС совместно с Минздравом и Минфином получили полномочия более жестко контролировать заявки заказчиков при закупках медизделий по Федеральному закону № 223-ФЗ. Фокус на Федеральном законе № 223-ФЗ – это не случайность, а целенаправленный акцент на наименее прозрачном сегменте закупок.

Регулирование автомобильного рынка

В рамках Национального плана готовятся системные меры, направленные на:

  • обеспечение равного доступа как дилеров, так и независимых станций технического обслуживания к актуальной информации, необходимой для ремонта и обслуживания транспортных средств путем разработки соответствующего механизма
  • недискриминационный доступ потребителей к автотранспортным средствам
  • обеспечение развития прямых (онлайн) продаж автотранспортных средств населению

Представленные инициативы являются единым, структурным решением проблем автомобильного рынка, направленным на защиту интересов потребителя.

Агропромышленность

Национальный план предусматривает цифровизацию в агропромышленном секторе путем создания цифрового сервиса по подбору земельных участков для сельского хозяйства.

Также анонсируется пилотный проект по продаже на организованных торгах продукции из водных биологических ресурсов в целях апробации механизма организованных торгов применительно к такому виду продукции, включающего в себя в том числе установление минимального объема товаров, реализуемых и приобретаемых на организованных торгах, применение цифровых логистических платформенных решений для доставки рыбной продукции.

Обе инициативы демонстрируют сдвиг от общих субсидий к точечным «инфраструктурным» проектам. Государство создает или стимулирует создание рыночных институтов и цифровых платформ, которые призваны повысить прозрачность и конкуренцию.

Туризм

В Национальном плане большое внимание уделено развитию туризма с участием региональных органов власти. В частности, предусмотрен обмен лучшими практиками по развитию туризма между субъектами и обучение для органов региональной власти и местного самоуправления.

Помимо этого, предполагается создать единый информационный портал о туристическом потенциале субъектов. Предполагается, что такой реестр будет содержать данные об инфраструктуре и организациях, занятых в сфере туризма.

Международное направление

В целях расширения и повышения эффективности международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, Национальный план предусматривает:

  • разработку и утверждение плана работы по созданию биржи БРИКС в целях развития взаимной биржевой торговли. Создание такой площадки необходимо странам объединения для формирования прозрачного ценообразования и упрощения международных расчетов. Основной целью является обеспечение бесперебойной торговли между странами-участницами в условиях санкционного давления
  • расширение направлений сотрудничества с антимонопольными органами стран БРИКС и государств-членов ШОС

В положениях о международном сотрудничестве в Национальном плане – можно увидеть сигналы стратегического ответа на геополитическую ситуацию и геоэкономические сдвиги. Они демонстрируют переход от политики интеграции в западную систему регулирования к политике формирования новой регуляторной экосистемы.

Региональные «дорожные карты»

Субъекты Российской Федерации до 1 мая 2026 года обязаны утвердить региональные «дорожные карты» по содействию развитию конкуренции на ближайшие пять лет. Это обеспечит единообразие подходов к развитию конкуренции на всей территории страны и создаст механизм координации между федеральным и региональным уровнями власти.

Контроль за реализацией Национального плана

Как и в отношении предшествующих программных документов на предыдущие периоды, система мониторинга реализации Национального плана предусматривает, что ФАС контролирует его реализацию.

По результатам реализации предыдущего национального плана достигнута отметка в 80%. Успех нового Национального плана станет одним из индикаторов способности российской экономики к структурной трансформации и устойчивому росту в среднесрочной перспективе.

Открыть в PDF
Основные контакты

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.