В настоящее время внесудебный порядок обжалования установлен Федеральным законом «О кадастровой деятельности» (ст. 26.1) применительно к решениям о приостановлении кадастрового учета, а также решениям о приостановлении кадастрового учета с одновременной регистрацией прав на недвижимое имущество и является необходимым условием оспаривания решений о приостановлении в судебном порядке. Для целей внесудебного обжалования в субъектах Российской Федерации созданы апелляционные комиссии.
Законопроектом предлагается унифицировать процедуру внесудебного обжалования решений о приостановлении для случаев кадастрового учета, регистрации прав, а также случаев, когда эти процедуры осуществляются одновременно в рамках Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» на основе отменяемых законопроектом норм Федерального закона «О кадастровой деятельности» об обжаловании решений о приостановлении.
Согласно тексту законопроекта:
- для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении будут созданы центральная апелляционная комиссия, а также региональные и (или) межрегиональные апелляционные комиссии, состав которых будет меняться один раз в пять лет
- заявление об обжаловании решения сможет подать заявитель или его представитель, а в части приостановления государственного кадастрового учета – также кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, либо его работодатель
- заседания комиссий будут открытыми для заявителей, государственных регистраторов, подготовивших уведомление о приостановлении, а также иных заинтересованных лиц. Срок рассмотрения заявления составит 15 рабочих дней
Напомним, что одной из основных целей законопроекта является снижение нагрузки на судебную систему. Насколько возможность внесудебного обжалования решений о приостановлении регистрации прав на недвижимое имущество способствует её достижению?
Официальная статистика[1] решений действующих апелляционных комиссий по субъектам Российской Федерации, опубликованная на сайте Росреестра, свидетельствует о том, что шансы обжаловать решение о приостановлении кадастрового учета, а также решение о приостановлении кадастрового учета с одновременной регистрацией прав на недвижимое имущество в апелляционной комиссии крайне малы.
В период с марта 2017 года по февраль 2024 года принято всего 576 решений об удовлетворении заявлений об обжаловании решений о приостановлении, что составляет всего 2,4% от общего количества принятых решений.
Иначе обстоит дело со статистикой решений судов общей юрисдикции[2], принятых в первой инстанции по спорам против Росреестра, а также решений арбитражных судов субъектов по спорам об обжаловании отказа в регистрации прав на недвижимое имущество[3] за первое полугодие 2023 года. В первом случае решения об удовлетворении требований или частичном удовлетворении требований составляют 80,4% от общего числа принятых решений, во втором – 40,7% (решения об отказе в удовлетворении требований при этом составляют 35,5%).
Таким образом, учитывая крайне низкую эффективность действующей процедуры внесудебного обжалования решений в апелляционных комиссиях, обжалование решений о приостановлении регистрации прав на недвижимое имущество в апелляционных комиссиях в текущей редакции законопроекта с учетом отказа от обязательного досудебного порядка, на наш взгляд, вряд ли будет пользоваться большой популярностью, особенно на первоначальном этапе его имплементации.
Также законопроектом предлагается:
- ввести дополнительные квалификационные требования к государственным регистраторам, такие как наличие высшего образования, опыта работы, прохождение курсов повышения квалификации
- наделить Росреестр полномочиями по установлению порядка приостановления и прекращения статуса государственного регистратора при принятии им необоснованных решений о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий
Указанные изменения безусловно будут иметь позитивный эффект и способствовать повышению качества принимаемых решений в рамках оказания государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Предполагается, что изменения вступят в силу 1 января 2026 года ввиду того, что реализация законопроекта потребует проведения организационных мероприятий во всех субъектах Российской Федерации по созданию апелляционных комиссий, обеспечению их работы, включая принятие нормативных правовых актов в данной сфере. Вместе с тем, полагаем, что для перестраивания действующей системы и проведения организационных мероприятий может потребоваться более продолжительный срок, нежели тот, который заявлен в законопроекте.
__________________________________________________