Обзор основных законодательных инициатив по регулированию торговли на маркетплейсах

Агрегаторы информации о товарах и услугах (маркетплейсы) являются значимыми участниками рынка электронной коммерции. Так, по состоянию на июнь 2023 года доля маркетплейсов в общем объеме электронной торговли превысила 50%.[1] 

В законодательстве отсутствует детальное регулирование прав и обязанностей владельцев маркетплейсов, продавцов товаров и владельцев пунктов выдачи заказов, несмотря на их значительное участие в гражданском обороте. При этом владелец маркетплейса как экономически сильная сторона имеет возможность в одностороннем порядке изменять условия договора, накладывать штрафные санкции и блокировать доступ к маркетплейсу своим контрагентам.

Отсутствие надлежащего правового регулирования приводит не только к многочисленным судебным спорам (свыше 2000 дел рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области), но и забастовкам продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.

На сегодняшний день в Государственной Думе на стадии предварительного рассмотрения находятся два законопроекта:

  1. Законопроект №568223-8 О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[1] (далее – «Законопроект №1»)
  2. Законопроект № 445923-8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части организации деятельности маркетплейсов)[2] (далее – «Законопроект №2»)

Вышеперечисленные законопроекты находятся на этапе предварительного рассмотрения. Далее они будут рассмотрены нами более подробно.

ЗАКОНОПРОЕКТ №1

Законопроект был внесен в Государственную думу в марте 2024 года и устанавливает права и обязанности для владельцев маркетплейсов, продавцов товаров и владельцев пунктов выдачи заказов.

Для рынка электронной коммерции законопроект закрепляет следующие понятия:

  • электронная торговля
  • агрегатор информации о товарах
  • инфраструктура агрегаторов информации о товарах
  • карточка товара и др.

Также законопроектом определяются требования:

  1. к договорам об оказании услуг по организации электронной торговли между владельцами маркетплейсов и продавцами
  2. к договорам между владельцами маркетплейсов и владельцами пунктов выдачи заказов

В числе прочего авторы законопроекта предлагают установить некоторые ограничения для маркетплейсов, занимающих значимое (более 20%) положение на рынке. Так, владельцам таких крупных маркетплейсов запретят без предварительного уведомления за 30 дней вводить в одностороннем порядке условия, ухудшающие положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов. Также предлагается ограничить совокупную стоимость всех услуг, оказываемых продавцу товара – не более 10% от общей стоимости товара, продаваемого на этом маркетплейсе.

Законопроектом также вводится запрет требовать с покупателей компенсацию за возврат товара, а также закрепляется право маркетплейсов самостоятельно продавать товары, в том числе под собственными товарными знаками.

Предполагается, что новый федеральный закон восполнит пробелы в законодательстве, включая отсутствие специфического регулирования торговли через маркетплейсы. Законопроект устранит дальнейшую неопределенность в данной сфере и снизит возможность для злоупотребления со стороны занимающих значимое положение на рынке владельцев маркетплейсов.

Полномочия по контролю за соблюдением установленных законопроектом требований планируется предоставить ФАС России.

ЗАКОНОПРОЕКТ №2

Законопроект был внесен в Государственную думу в сентябре 2023 года и предлагает ввести следующие определения:

  • агрегатор информации о товарах или услугах (маркетплейс)
  • владелец маркетплейса
  • продавец товаров на маркетплейсах
  • пункт выдачи заказов маркетплейсов
  • владелец пункта выдачи заказов маркетплейсов
  • личный кабинет

Законопроект устанавливает ограничения для владельцев маркетплейсов в пользу продавцов товаров. Так, ключевым нововведением законопроекта является запрет для владельцев маркетплейсов с выручкой более 150 млрд. руб. на продажу товаров через маркетплейсы при наличии предложений о продаже со стороны продавцов.

Кроме того, владельцы маркетплейсов не смогут пересматривать условия договоров с продавцами чаще одного раза в год. Для изменения условий договора владельцы маркетплейсов обязаны уведомлять продавцов о таких изменениях не ранее, чем за 30 календарных дней.

Законопроектом вводится порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, а именно обязательное направление мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафа.

Также устанавливается запрет для владельцев маркетплейсов на ограничение доступа к личному кабинету продавца или владельца пункта выдачи заказа, за исключением случаев неправомерного доступа третьих лиц к такому личному кабинету.

Законопроект предоставляет дополнительные гарантии потребителям. Так, в случае обнаружения недостатков в товаре потребитель может предъявить требования, указанные в п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», владельцу маркетплейса.

Кроме того, владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце независимо от того, вносил ли владелец маркетплейса изменения в такую информацию.

ВЫВОДЫ

  1. Законопроект №1

Предлагаемые требования к регулированию отношений участников торговли через маркетплейсы позволит устранить правовую неопределенность и защитить экономически слабые стороны - продавцов товаров и владельцев пунктов выдачи заказов.

Закрепление в законопроекте возможности для владельцев маркетплейсов реализовывать собственные товары вносит ясность в правовую квалификацию посредничества на маркетплейсе и позволяет отличить ее от деятельности торговой сети через маркетплейс.

  1. Законопроект № 2

На наш взгляд, предлагаемый запрет на продажу товаров владельцами маркетплейсов с выручкой более 150 млрд. руб. при наличии предложений о продаже со стороны продавцов может повлечь негативные последствия как для маркетплейсов, так и для потребителей. Некоторым крупным маркетплейсам придется существенно перестроить свои бизнес-модели и отказаться от реализации собственных товаров, что может привести к росту цен для конечных потребителей.

______________________________________________________________

[1] URL: http://council.gov.ru/events/news/154193/

[2] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/568223-8 

[3] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445923-8?ysclid=ltsei2skqq18612379

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.