Контрсанкционные правила совершения M&A сделок

Команда BIRCH LEGAL подготовила обзор о контрсанкционных правилах совершения M&A сделок, в каких случаях требуется разрешение Правкомиссии, а также особенности согласования таких сделок.

По состоянию на 05 апреля 2024 года

Разрешение Правкомиссии на M&A сделки

Указами Президента РФ № 81 от 01 марта 2022 года, № 618 от 08 сентября 2022 года и № 737 от 15 октября 2022 года был введен специальный режим совершения M&A сделок с долями и акциями российских хозяйственных обществ.

Он заключается в необходимости получения разрешения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – «Правительственная комиссия» или – «Правкомиссия») на сделки (операции), стороной которых являются лица недружественных государств[1] («Недружественные лица») либо лица, находящиеся под их контролем, совершение которых влечет прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение:

  • прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах ООО либо акциями АО, либо
  • иных прав, которые позволяют определять условия управления такими ООО или АО, и (или)
  • условия осуществления предпринимательской деятельности ООО или АО

К Недружественным лицам относятся:

  • иностранные физические и юридические лица, которые связаны с недружественными государствами (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства)
  • лица, находящиеся под контролем иностранных физических и юридических лиц, связанных с недружественными государствами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (т.е. в том числе расположенные в РФ)

Контроль для целей применения контрсанкционных правил совершения M&A сделок означает наличие одного из признаков:

  1. право прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосов контролируемого лица, в том числе на основании договора залога, доверительного управления и иных сделок
  2. право или полномочие определять решения контролируемого лица, в том числе условия осуществления предпринимательской деятельности
  3. право назначать единоличный исполнительный орган либо более 50% состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров, иного коллегиального органа управления контролируемого лица
  4. осуществление полномочий управляющей компании контролируемого лица

При этом возможность блокировать принятие решений на основании закона, устава или договора не может рассматриваться в качестве признака нахождения под контролем.

Таким образом, под регулирование попадают сделки с участием Недружественных лиц, результатом которых являются прямое приобретение долей или акций российских хозяйственных обществ либо приобретение иных прав, предоставляющих контроль над российским ООО или АО (через иностранную холдинговую компанию, корпоративный договор и т.д.).

Виды сделок, требующих разрешения правкомиссии

Перечень таких сделок является открытым. Министерство финансов РФ в своих разъяснениях[2] привело примеры сделок (операций), требующих получения разрешения Правкомиссии:

  • сделки, опосредующие переход доли в ООО к другим участникам или третьему лицу («распорядительные» сделки при купли-продаже, дарении)
  • приобретение ООО доли в своем уставном капитале
  • выход участника из ООО
  • договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО
  • корпоративный договор
  • договор залога доли
  • договор конвертируемого займа
  • реорганизация
  • иные сделки, соответствующие критериям выше

Когда не требуется разрешение Правкомиссии

Действующий специальный режим совершения M&A сделок с долями и акциями российских хозяйственных обществ предусматривает ряд исключений, когда согласие Правкомиссии не требуется, в том числе:

  1. Резиденты (РФ, российские юридические лица либо граждане РФ) контролируют (являются конечными бенефициарами) Недружественных лиц, в том числе через иностранные юридические лица, связанные с такими государствами, и информация о контролируемых иностранных лицах (КИК) раскрыта налоговым органам
  2. Дружественные лица (государства, не относящиеся к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, физические или юридические лица, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия) контролируют (являются конечными бенефициарами) Недружественных лиц, в том числе через иностранные юридические лица, связанные с такими государствами, при условии, что такой контроль установлен до 01 марта 2022 года
  3. Регистрация международной компании в порядке редомициляции
  4. Недружественное лицо-ФЛ безвозмездно отчуждает в пользу своего супруга или близкого родственника-резидента доли в ООО либо иные права, предоставляющие контроль над ООО

Процедура

Правила выдачи разрешений Правительственной комиссией установлены Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2022 года № 295 (далее – «Постановление № 295»). Кроме того, рекомендуемые условия выдачи разрешений закрепляются в выписках из протоколов заседания Правительственной комиссии.

Заявление о выдаче разрешения на осуществление сделки или группы сделок формально подается в Министерство финансов РФ (далее – «Минфин»). При этом практически обязательным является предварительное обращение в курирующее ту или иную отрасль министерство. На текущем этапе приоритетным маршрутом согласования является первоначальное обращение в отраслевое министерство напрямую, из которого пакет документов после рассмотрения и согласования в последующем направляется в Минфин.

Согласно нашей практике, заявления, направленные напрямую в Минфин, перенаправляются в отраслевое министерство (с этим связана возможность федеральных органов исполнительной власти действовать в интересах заявителей). В рамках отраслевого министерства заявления распределяются по соответствующим департаментам в зависимости от специализации.

Пакет документов для подачи в Правительственную комиссию

При обращении в министерство необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление по предусмотренной Министерством финансов РФ форме[3]
  2. Обращение о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) в произвольной форме, содержащее подробную информацию о сделке
  3. Документы, подтверждающие государственную регистрацию заявителя-ЮЛ или ФЛ как ИП
  4. Учредительные документы заявителя-ЮЛ или паспорт для заявителя-ФЛ
  5. Справка о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах Недружественного лица
  6. Договор купли-продажи или иной договор, направленный на передачу актива. В случае если к моменту подачи пакета документов договор еще не подписан, на практике к пакету документов прикладывается проект договора, согласованный сторонами и максимально близкий к варианту, который стороны будут готовы подписать
  7. Отчет о независимой оценке рыночной стоимости актива, проведенной оценщиком, занимающимся частной практикой и включенным в перечень оценщиков (оценочных компаний), рекомендованных подкомиссией Правительственной комиссии[4]
  8. Экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, включенных в перечень, рекомендованный Правительственной комиссией[5]
  9. Ключевые показатели эффективности (KPI) для покупателей и (или) приобретаемого ими хозяйственного общества
  10. Письмо-согласие иностранного участника с основными условиями сделки (скан-копия)

Дополнительные условия, выполнение которых необходимо для получения разрешения Правкомиссии

Выпиской из протокола заседания подкомиссии Правкомиссии от 07 июля 2023 года № 171/5 с изменениями внесенными Выпиской из протокола заседания подкомиссии Правкомиссии от 26 сентября 2023 года № 193/4[6] предусмотрены следующие условия для выдачи разрешений Правкомиссии на сделки (операции), направленные на отчуждение Недружественными лицами долей и акций российских хозяйственных обществ:

  1. продажа активов с дисконтом в размере не менее 50% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке
  2. наличие обязательства по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 15% от рыночной стоимости приобретаемого актива, указанной в отчете о независимой оценке
  3. наличие рассрочки платежа в случае перевода денежных средств по сделкам (операциям) с иностранными лицами, на счета таких лиц, открытых в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках
  4. обратный выкуп актива по рыночной стоимости на дату реализации такого опциона

Порядок оформления пакета документов

  • Заявление и документы могут быть предоставлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного с использованием ЭЦП. На практике мы рекомендуем подавать документы на бумажных носителях. При этом при взаимодействии с профильным ведомством дополнительно запрашиваемые документы могут направляться как в бумажном, так и в электронном виде.
  • Заявление и документы предоставляются на русском языке, в случае если оригиналы документов, приложенных к заявлению, составлены на иностранном языке – необходимо также предоставить заверенный в установленном порядке перевод.
  • Документы должны быть прошиты и заверены печатью заявителя (при ее наличии). В случае если заявителем является ФЛ – документы заверяются подписью ФЛ.
  • Заявление может быть представлено представителем заявителя, имеющим нотариально удостоверенную доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на представление заявления.

Сроки получения разрешения Правкомиссии

По нашему опыту, в связи с необходимостью одобрения большого количества сделок и увеличением числа подаваемых заявлений, общий срок рассмотрения и одобрения сделки занимает в среднем 3-6 месяцев.

Параллельное согласование сделки с ФАС России

В случае если на сделку подлежит предварительному согласованию с ФАС России в порядке контроля за экономической концентрацией, то для ее согласования с Правкомиссией потребуется решение ФАС России. На практике допускается параллельное направления заявления в Правкомиссию и ходатайства в ФАС России, но к моменту заседания Правкомиссии антимонопольный орган должен выразить свою позицию по сделке, а копия решения должна быть предоставлена в профильное ведомство.

Содержание разрешения Правкомиссии

Разрешение Правкомиссии формируется в виде выписки из протокола заседания Правкомиссии и содержательно включает следующие элементы:

  • стороны сделки
  • тип сделки
  • общество, доли / акции которого отчуждаются и размер отчуждаемых долей / акций
  • предельный размер покупной цены («не более хх рублей»)
  • ключевые показатели эффективности на ближайшие 3 года
  • иные условия, соблюдение которых требуется от сторон
  • порядок последующего контроля за исполнением сделки и соблюдением условий протокола

Срок действия разрешения Правкомиссии на осуществление сделки (операции) не предусмотрен.

Применимые нормативно-правовые акты и другие разъяснения

Ключевые применимые нормативно-правовые акты и разъяснения для согласования сделок с долями и акциями хозяйственных обществ:

  • Указ Президента РФ от 01 марта 2022 года N 81 (согласование для сделок с ценными бумагами)
  • Указ Президента РФ от 08 сентября 2022 года N 618 (согласования для сделок с долями в УК ООО)
  • Указ Президента РФ от 15 октября 2022 года N 737 (распространение порядка согласования Указа N618 на сделки с акциями АО)
  • Письмо Минфина России от 13 октября 2022 года N 05-06-14РМ/99138 (примеры сделок, требующих согласования)
  • Выписка из решения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 07 июля 2023 года № 171/5 (требования для целей согласования, где «недруг» отчуждает доли/акции)
  • Разъяснение Банка России от 02 июня 2023 года N 3-ОР (блокирующие полномочия не предоставляют контроля)

_______________________________________________

[1] Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 05 марта 2022 года № 430-р. Обращаем ваше внимание, что на сегодняшний день к недружественным государствам, в частности, относятся такие страны, как США, страны-члены ЕС, Великобритания, Канада, Швейцария, Япония и другие

[2] См. Письмо Минфина России от 13 октября 2022 года № 05-06-14РМ/99138 «Официальные разъяснения № 1 по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 08 сентября 2022 года № 618»

[3] https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=306811-forma_zayavleniya_o_vydache_razresheniya_na_osushchestvlenie_ispolnenie_sdelki_operatsii_ili_gruppy_sdelok_operatsii

[4] Актуальный перечень оценочных организаций размещен на сайте Минфина по ссылке: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81?id_57=301496-perechen_otsenshchikov_otsenochnykh_organizatsii_rekomendovannykh_dlya_provedeniya_otsenki_rynochnoi_stoimosti_aktivov

[5] Актуальный перечень саморегулируемых организаций размещен на сайте Минфина по ссылке: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=301783

[6] См. Выписка из решения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 07 июля 2023 года № 171/5: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=302853-vypiska_iz_resheniya_podkomissii_pravitelstvennoi_komissii_po_kontrolyu_za_osushchestvleniem_inostrannykh_investitsii_v_rossiiskoi_federatsii_ot_7_iyulya_2023_goda__1715

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 26 сентября 2023 года № 193/4: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=304249-vypiska_iz_protokola_zasedaniya_podkomissii_pravitelstvennoi_komissii_po_kontrolyu_za_osushchestvleniem_inostrannykh_investitsii_v_rossiiskoi_federatsii_ot_26_sentyabrya_2023_goda__1934

Другие обзоры

Развитие законодательства о недропользовании
5 мая 2022

4 апреля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Основные изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»: как изменится жизнь операторов после принятия №266-ФЗ
18 июля 2022

14 июля 2022 года Президентом РФ подписан закон № 266-ФЗ, которым вносятся изменения в действующее законодательство РФ об обработке персональных данных.

Новые требования к рекламе в интернете
1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в Закон о рекламе, которые предполагают появление специального регулирования. Новая статья 18.1 будет устанавливать правила о маркировке и учете интернет-рекламы, а также передаче информации в Роскомнадзор.

Новый специальный порядок для осуществления иностранными компаниями сделок с долями российских ООО
12 сентября 2022

8 сентября 2022 Президентом РФ подписан Указ № 618 «Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами».

Правительством РФ уточнен порядок одобрения сделок с долями российских ООО для иностранных компаний
3 октября 2022

19 сентября 2022 года в соответствии с поручением, данным Указом Президента РФ № 618 Правительство РФ приняло изменения в ранее действовавшее Постановление от 6 марта 2022 № 295.