Центральный компонент этого пакета – комплекс правил, направленных на регулирование цифровых платформ, поскольку классические подходы конкурентного права не всегда способны помочь в объективной оценке их действий. Дело в том, что агрегаторы, маркетплейсы и социальные сети часто реализуют не товары или услуги напрямую, а монетизируют количество «подключенных» к платформе пользователей. Если платформа является частью крупной разветвленной экосистемы цифровых сервисов, возможности влияния на ее пользователей только возрастают.
Правоприменительный инструментарий дополнен понятием «сетевого эффекта» – положительный или отрицательный эффект, при котором ценность товара или услуги для одного пользователя зависима от общего количества других пользователей. Теперь закон учитывает наличие и влияние сетевых эффектов при анализе состояния конкуренции, в том числе при определении положения платформы на рынке. Общее количество сделок, осуществляемых посредством платформы будет оцениваться в совокупности с рисками того, может ли платформа устранять или затруднять доступ других субъектов своими действиями. Если доля сделок, заключаемых с помощью платформы превышает 35% от общей доли товарного рынка, то платформа доминирует и на нее распространяются общие запреты на злоупотребление доминирующим положением.
Подробная версия статьи доступна по ссылке.
Эж-юрист: «Пятый антимонопольный пакет»: сетевой эффект, цифровые платформы и экономическая концентрация
1 сентября 2023 года вступил в силу пятый антимонопольный пакет – набор поправок в ФЗ «О защите конкуренции», призванный обновить антимонопольное законодательство в ответ на вызовы цифровой экономики. Советник Александр Гаврилов рассказывает о нововведениях.