Обзор основных законодательных инициатив по регулированию торговли на маркетплейсах
Агрегаторы информации о товарах и услугах (маркетплейсы) являются значимыми участниками рынка электронной коммерции. Так, по состоянию на июнь 2023 года доля маркетплейсов в общем объеме электронной торговли превысила 50%.[1]
В законодательстве отсутствует детальное регулирование прав и обязанностей владельцев маркетплейсов, продавцов товаров и владельцев пунктов выдачи заказов, несмотря на их значительное участие в гражданском обороте. При этом владелец маркетплейса как экономически сильная сторона имеет возможность в одностороннем порядке изменять условия договора, накладывать штрафные санкции и блокировать доступ к маркетплейсу своим контрагентам.
Отсутствие надлежащего правового регулирования приводит не только к многочисленным судебным спорам (свыше 2000 дел рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области), но и забастовкам продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
На сегодняшний день в Государственной Думе на стадии предварительного рассмотрения находятся два законопроекта:
- Законопроект №568223-8 О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[1] (далее – «Законопроект №1»)
- Законопроект № 445923-8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части организации деятельности маркетплейсов)[2] (далее – «Законопроект №2»)
Вышеперечисленные законопроекты находятся на этапе предварительного рассмотрения. Далее они будут рассмотрены нами более подробно.
ЗАКОНОПРОЕКТ №1
Законопроект был внесен в Государственную думу в марте 2024 года и устанавливает права и обязанности для владельцев маркетплейсов, продавцов товаров и владельцев пунктов выдачи заказов.
Для рынка электронной коммерции законопроект закрепляет следующие понятия:
- электронная торговля
- агрегатор информации о товарах
- инфраструктура агрегаторов информации о товарах
- карточка товара и др.
Также законопроектом определяются требования:
- к договорам об оказании услуг по организации электронной торговли между владельцами маркетплейсов и продавцами
- к договорам между владельцами маркетплейсов и владельцами пунктов выдачи заказов
В числе прочего авторы законопроекта предлагают установить некоторые ограничения для маркетплейсов, занимающих значимое (более 20%) положение на рынке. Так, владельцам таких крупных маркетплейсов запретят без предварительного уведомления за 30 дней вводить в одностороннем порядке условия, ухудшающие положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов. Также предлагается ограничить совокупную стоимость всех услуг, оказываемых продавцу товара – не более 10% от общей стоимости товара, продаваемого на этом маркетплейсе.
Законопроектом также вводится запрет требовать с покупателей компенсацию за возврат товара, а также закрепляется право маркетплейсов самостоятельно продавать товары, в том числе под собственными товарными знаками.
Предполагается, что новый федеральный закон восполнит пробелы в законодательстве, включая отсутствие специфического регулирования торговли через маркетплейсы. Законопроект устранит дальнейшую неопределенность в данной сфере и снизит возможность для злоупотребления со стороны занимающих значимое положение на рынке владельцев маркетплейсов.
Полномочия по контролю за соблюдением установленных законопроектом требований планируется предоставить ФАС России.
ЗАКОНОПРОЕКТ №2
Законопроект был внесен в Государственную думу в сентябре 2023 года и предлагает ввести следующие определения:
- агрегатор информации о товарах или услугах (маркетплейс)
- владелец маркетплейса
- продавец товаров на маркетплейсах
- пункт выдачи заказов маркетплейсов
- владелец пункта выдачи заказов маркетплейсов
- личный кабинет
Законопроект устанавливает ограничения для владельцев маркетплейсов в пользу продавцов товаров. Так, ключевым нововведением законопроекта является запрет для владельцев маркетплейсов с выручкой более 150 млрд. руб. на продажу товаров через маркетплейсы при наличии предложений о продаже со стороны продавцов.
Кроме того, владельцы маркетплейсов не смогут пересматривать условия договоров с продавцами чаще одного раза в год. Для изменения условий договора владельцы маркетплейсов обязаны уведомлять продавцов о таких изменениях не ранее, чем за 30 календарных дней.
Законопроектом вводится порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, а именно обязательное направление мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафа.
Также устанавливается запрет для владельцев маркетплейсов на ограничение доступа к личному кабинету продавца или владельца пункта выдачи заказа, за исключением случаев неправомерного доступа третьих лиц к такому личному кабинету.
Законопроект предоставляет дополнительные гарантии потребителям. Так, в случае обнаружения недостатков в товаре потребитель может предъявить требования, указанные в п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», владельцу маркетплейса.
Кроме того, владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце независимо от того, вносил ли владелец маркетплейса изменения в такую информацию.
ВЫВОДЫ
- Законопроект №1
Предлагаемые требования к регулированию отношений участников торговли через маркетплейсы позволит устранить правовую неопределенность и защитить экономически слабые стороны - продавцов товаров и владельцев пунктов выдачи заказов.
Закрепление в законопроекте возможности для владельцев маркетплейсов реализовывать собственные товары вносит ясность в правовую квалификацию посредничества на маркетплейсе и позволяет отличить ее от деятельности торговой сети через маркетплейс.
- Законопроект № 2
На наш взгляд, предлагаемый запрет на продажу товаров владельцами маркетплейсов с выручкой более 150 млрд. руб. при наличии предложений о продаже со стороны продавцов может повлечь негативные последствия как для маркетплейсов, так и для потребителей. Некоторым крупным маркетплейсам придется существенно перестроить свои бизнес-модели и отказаться от реализации собственных товаров, что может привести к росту цен для конечных потребителей.
______________________________________________________________
[1] URL: http://council.gov.ru/events/news/154193/
[2] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/568223-8
[3] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445923-8?ysclid=ltsei2skqq18612379